Подруливающие устройства (ПУ) - механизмы, получившие на сегодняшний день большое признание и широкое применение в судостроении как важная составляющая часть винторулевого комплекса судов различных классов и типов, полезная при маневрировании, удержании курса и управлении судном.
Основной задачей ПУ на судне является повышение маневренности. ПУ – это важный элемент безопасности в условиях швартовки при сильном ветре и течении,а также в тесной гавани. ПУ, по сути, являются разновидностью активного руля судна. Простейшее ПУ конструктивно представляет собой горизонтально расположенную ниже ватерлинии трубу с приводом и крыльчатым движителем, направление движущей силы которого перпендикулярно направлению движения судна.
Выбор подруливающего устройства – ответственная задача, при решении которой следует учитывать множество факторов- от условий эксплуатации судна, его размеров, характера и мощности источников энергии, имеющихся на борту, до габаритов, интенсивности эксплуатации судна и упора, который должно создавать ПУ.
В зависимости от указанных факторов, применяются гидравлические,электрические и механические подруливающие устройства. Не смотря на довольно распространенное мнение, гидравлические ПУ, даже в случае необходимости установки всей системы " с нуля", могут обойтись дешевле электрических подруливающих устройств, т.к. при монтаже последних зачастую требуется: установка зарядного устройства, силовых аккумуляторов, учитывать толщину сечения и длину проводки - при постоянном токе; установка автономного устройства для запуска ПУ, трансформаторов - при переменном токе. Кроме того, электрические ПУ - зависят от бортовой электросети, и могут сильно ее перегружать, в то время как гидравлические системы, при установке гидронасоса на дизель - генератор, - автономны, и могут применяться даже при остановке главного двигателя.
По расположению ПУ бывают носовые и кормовые.
Среди представленных на рынке подруливающих устройств, особенно хотелось бы выделить устройства фирмы Vetus.
Преимущества носовых и кормовых ПУ фирмы Vetus:
- только один винт создает меньшую турбулентность потока воды в туннеле,
- геликоидальный редуктор минимизирует шум трансмиссии,
- эластичная муфта между редуктором и электромотором снижает вибрацию,
- обтекаемая форма хвостовой части уменьшает турбулентность,
- винт из синтетического материала высокой прочности, нет коррозии,
- одинаковый упор в обоих направлениях,
- высокий кпд,
- простая установка, полная и подробная инструкция по установке и использованию.
Подруливающие устройства – это достойный выбор для судовладельцев, стремящихся к максимальному удобству и беззаботному плаванию.